В наше время большинство детей, если не с первого, то уж наверняка с пятого класса, имеют собственное мнение о том, что им учить нужно, а что в будущем им не понадобится. Не буду утверждать, что мнение это всегда верное, но с течением времени оно корректируется и формируется своя точка зрения на процесс и задачи обучения. Кто-то самостоятельно или под жестким влиянием родителей верит, что нужно знать всё, чему учат, кто-то со школьной скамьи отстаивает своё право не учить то, что по его мнению не потребуется в жизни, или приобретать знания вне школьной программы по предметам, представляющим для него интерес. Нельзя не согласиться, что начинающие с детства формировать свою жизненную позицию, как говорится «на ощупь», школьники лучше ориентируются в дальнейшем. К сожалению, в этом возрасте о жизни они знают немного, определяются не всегда верно и некоторых знаний, пропущенных в школе, им недостает впоследствии. Школа могла бы отслеживать и корректировать этот процесс : совершенствовать методики преподавания, возможно, сместить акценты, оценивая на «отлично» не хорошо вызубренный, а глубоко осмысленный материал. Но этого нет. Система обучения осталась неизменной с прошлого века, как в средней, так и в высшей школе. Самый показательный пример – обучение иностранным языкам. Не секрет, что в сегодняшнем нашем мире совершенно необходимо знание иностранного языка. Желательно – не одного. Что бы ни думал об этом школьник, с этой необходимостью ему все равно придется столкнуться. Поскольку это ясно и преподавателю, было бы целесообразно с самого начала преподавать язык так, чтобы не приходилось в ВУЗе всё начинать сначала, а после, разуверившись в результативности, искать курсы или пытаться одолеть язык самостоятельно. Но, как правило, именно так и случается при не меняющейся системе, когда правильно переведенный отрывок текста и десяток ненадолго вызубренных слов обеспечивают хорошую оценку знаний. Все вызубренное быстро забывается, а ученик или студент понимает, что нет у него ни словарного запаса, ни навыков разговорной речи, признаёт свою «неспособность к языкам» и, как говорится, опускает руки. В действительности же мозг просто не воспринимает слова и тексты, заученные без осознания их смысла. Ведь давно известно, чтобы что-то (не обязательно слова иностранного языка) запомнилось, его нужно представить, понять его связь с другими предметами и явлениями. Тем, кто настроен на серьезное изучение иностранного языка, следует знать, что существуют и проверены опытом по-настоящему эффективные методы обучения. К примеру, результатами обучения по таким методикам вполне довольны люди, прошедшие курс английского по скайпу : с первых же дней стало понятно что мешало изучению языка раньше, появились навыки и первые шаги уверенного общения. Для человека, начавшего с бесплатного ознакомительного урока и прошедшего необходимую подготовку, язык становится практически вторым родным. Немаловажно, что сам принцип обучения, будучи новым и, безусловно, результативным, порождает принципиально новое понимание слова «учиться» и подсказывает возможность применения аналогичного подхода к изучению других предметов.
|